Наблюдения за изучением языков

Ответить
Аватара пользователя
Тави
Сообщения: 53
Зарегистрирован: Пт июл 05, 2019 8:01 pm
Контактная информация:

Наблюдения за изучением языков

Сообщение Тави » Пт авг 16, 2019 8:07 am

Разные наблюдения за изучением языка (сейчас это финский):

🦋 Часто отчетливо хочется определенного способа изучения - запоминать слова, перебирая карточки (на одной стороне - финское слово, на другой - русский перевод), или повторять на мемрайзе. Или выписывать в блокнот слова, которые прямо сейчас запоминать не хочу, но хочу их поразглядывать, послушать произношение, придумать фразу для запоминания.
Это требует определенного навыка - когда возникает желание заняться финским, не кинуться к привычной деятельности (или к тому, что делала в прошлый раз), а остановиться и различать - чего хочется именно сейчас, а если желаний несколько, то от какого будет больше всплеск насыщенности (если представляю, что уже реализую это желание, причем не просто как картинку, а именно проживаю это в воображении, то происходит слабое изменение в насыщенности жизни, по которому можно определить - как изменятся восприятия, когда я на самом деле буду реализовывать это желание)

🐳 После того, как запомнила первые несколько десятков слов, становится привычной такая цепочка восприятий:
1. читаю русский перевод недавно выученного слова
2. легко вспоминаю финское слово
3. возникает ясность, что пару дней назад при чтении этого финского слова оно казалось очень сложным для запоминания, совсем незнакомым, "чужим для мозга", возникала уверенность что я его не смогу запомнить
4. возникает чувство тайны от того, что я не знала это слово, оно было "чужим для мозга", и я изменила это потому, что хотела, испытывала желание его выучить. Т.е. я захотела - и немного изменила структуру своего мозга, и это проявляется так, что я помню теперь это слово
5. возникает ясность, что я могу запоминать слова, это легко - от этого пропадает привычная слепая уверенность "я не способна к языкам, мне они тяжело даются, и значит я ничего не запомню все равно"

🐲 Возникают отчетливые позывы притянуть за несуществующие уши полезность этого занятия, типа того, что когда я буду жить в Финляндии, мне пригодится знание финского. На самом деле это знание ровно ничего не изменит в моей жизни в цивилизованной стране, где жители свободно говорят на английском. Но и сейчас, и потом изучение финского даст мне впечатления - от необычности слов, от усилий по запоминанию таких непривычных штук, от узнавания отдельных слов в предложениях, от общения с носителями языка. И необходимо просто выбирать - от чего сейчас будет выше насыщенность жизни, какое удовольствие получить сейчас, и если это будет удовольствие от финского, то и получать его. А не пытаться выдумать несуществующую полезность.

🦜 После первых нескольких десятков слов вдруг они начинают запоминаться проще. Мозгу требуется привыкание к новому усилию, и через какое-то время он оптимизирует свою работу, так что я могу легче запоминать слова

🌱 Очень интересная и совсем новая штука: если я по русскому переводу вспоминаю слово не точно - уверена в нескольких буквах, и 1-2 буквы выбираются из пары вариантов, то я различаю:
1. попытка мозга "соскользнуть" к одному из вариантов и представить слово написанным полностью, с выбором одного варианта сомнительных букв
2. ясность, что у меня нет оснований для выбора такого варианта, останавливает соскальзывание до того, как я представлю слово вот так написанным
3. возникает желание "сохранить мозг от загрязнения" таким мусорным запоминанием, препятствовать формированию неправильных связей между нейронами, ведь это потом еще и переучивать придется
4. если представляю слово, то оно воспринимается размытым в том месте, где находятся сомнительные буквы.
Вся эта цепочка восприятий занимает пару секунд максимум, и очень похожа на специфические усилия, которые я тренировалась прикладывать во время обсуждений или чтения научно-популярных книг, когда взвешивала - имею ли я основания для формирования какой-то уверенности, принятия чего-то как факта, и решала что основания недостаточны, и факт можно запомнить с пометкой "может так, а может и иначе".
Кажется, что из-за того, что я прикладывала эти усилия с уверенностями, подобная цепочка при изучении слов возникла спонтанно.

Ответить